• Русский
  • English
default-logo

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОСТА АВТОРЫНКА И РЫНКА АВТОКОМПОНЕНТОВ КАЗАХСТАНА

Авторынок Казахстана восстанавливается!

 

Казахский рынок продолжает быть растущей площадкой для сбыта автомобилей произведенных в основном в Российской Федерации, Японии, Узбекистане. Наращивают сбыт также Китай и Турция.

Не смотря на то, что на рынке в целом около 500 брендов автомобилей, но ТОП 10 не изменен. Это TOYOTA, LADA (VAZ), VOLKSWAGEN, MERCEDES-BENZ, AUDI, GAZ, NISSAN, MITSUBISHI, HYUNDAI, BMW.

Завести новые или б/у автомобили из соседних стран или Европы самостоятельно стало сложнее в связи с государственным регулированием.

А именно: запрета на ввоз авто с правым рулём, увеличение таможенных пошлин, ограничение экологического класса, необходимость соответствия Техрегламенту ТС, роста сбора за первичную регистрацию, утильсбора, обязательности тревожной кнопки ЭВАК.

 

Официальный перечень требований для постановки авто на учет в Казахстане:

  • экологический класс не ниже Евро-4,
  • наличие ABS,
  • наличие фронтальной подушки безопасности,
  • наличие системы крепления ISOFIX,
  • дневные ходовые огни.

При этом абсолютно успешной моделью предложения автопроизводителя  для этого рынка сейчас является оптимальное соотношение цены и качества.
Хорошим примером такого подхода является TOYOTA, что даказывает достижение ею доли продаж  23% по итогам 2017 года.

 

К наиболее динамично растущему сегменту относятся доступные и современные автомобили. Именно такой подход и выбрал Ravon, вырвавшись в ТОП продаж всего за 2 года и заняв 10% доли рынка новых авто в конце 2017 года.

 

Но в любой сложной ситуации, как известно, кроется возможность.
Так, например, парк авто Казахстана стремительно устаревает ( более 66%  авто старше 10 лет).  Это открывает потенциал для замены старых авто на новые.

И эту возможность необходимо использовать аккуратно выбирая цели для приложения усилий: а именно сегмент рынка и регионы. Если европейские и азиатские бренды среднего класса и

выше, без своих производственных мощностей на территории таможенного союза,  выберут целевой модельный ряд и будут способствовать обновлению парка, участвуя в социальных программах и программах кредитования, они смогут найти своего покупателя только в наиболее экономически развитых районах.
Так как ценовая конкуренция не в пользу иностранцев-импортеров. И наличие достаточно хорошего предложения среди корейских и европейских брендов российской и казахстанской сборки выглядит для  потребителя привлекательно и вполне удовлетворяет все запросы.

Где самые устаревшие парки:
— в Жамбылской области доля авто старше 10 лет превышает 80,4%,
— в Алматинской – 75,3%,
— в Южно-Казахстанской – 69%.

Самые свежие парки в Атырауской области, где доля новых автомобилей составляет 38,4%, Мангыстауской – 24%, Западно-Казахстанской – 23,6%, Астане -29,9%.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ НА РЫНКЕ АВТОКОМПОНЕНТОВ В КАЗАХСТАНЕ?

Для российских компаний, как и компаний из других стран зарубежья,  рынок Казахстана в целом открыт, хотя государственная программа замещения импорта и вступила в силу.
Главная задача -это четкое позиционирование и выбор потенциального региона для продвижения своей продукции.

Если же мы говорим конкретно о компаниях продавцах автокомпонентов, нас должен интересовать сегмент автопарка от 3х до 10 лет, в который попадает в районе 750 тыс легковых автомобилей в 2017 году, при этом половина этих авто сконцентрирована в Алматы и области, ЮКО и Астане.
В целом самый автомобильный Восток и Юг Казахстана.
А существенный рост в 2017 году отмечен лишь в 5 из 16 регионов РК.
Среди городов новичков в списке активного обновления парка:  г.Талдыкорган, г.Каскелен и г.Талгар – здесь поставлено на учет 13 127 авто, 8 747 авто и 6 407 авто соответственно.

 

С запчастями и сектором автомобильного сервиса ситуация на рынке Казахстана сложная. Возрастная структура парка не способствовала развитию культуры обслуживания автомобилей как среди авто владельцев, так и автосервисов и продавцов автозапчастей.

 

В связи с этим менталитет среднестатистического казахского автовладельца сформировался на базе «базарного» приобретения запчастей подешевле, и ремесленнического обслуживания у no name мастеров, арендующих боксы у хозяина помещения.

На рынке нет эталонной модели Автосервиса как бизнеса, так как сетевые игроки туда еще не пришли. Соответственно нет прослойки провайдеров, через которых можно было бы организованно внедрять стандарты сервисного подхода, работы с клиентами, маркетинга и тд. Большинство занятых в этом бизнесе предпринимателей не видят, что упускают прибыль на запчастях, отправляя клиента на рынок.

 

Без умения и желания Автосервиса продавать и тем самым давать гарантию, решать проблему с ремонтом в комплексе, на рынке ничего не поменяется.

 

Увеличивать сбыт качественных запчастей возможно только развивая канал сбыта через СТО. Мы можем этот же процесс наблюдать на других рынках СНГ: России, Беларуси, Украины.  Казахстан же отстает на лет 5 от этих рынков.

 

Тем не менее, рынок автосервиса сейчас имеет наибольший потенциал к развитию. Прирост новых автомобилей начиная с  2018 года прогнозируется на уровне 15-20% каждый год, что позволит удвоить часть новых авто в 2 раза уже через 5 лет.
Эти автомобили нужно обслуживать!

 

Сейчас же насыщение рынка качественными автокомпонентами, наличие дистрибуционных сетей сталкивается с тем, что определяет какую запчасть купить  не квалифицированный для этого участник рынка – водитель. Основной сегмент продаж занимают дешевые товары на  базарах, а удобная логистика из соседнего Китая дает возможность привести даже паллету.

 

Представителям брендов запчастей, которые хотят развивать свои продажи на рынке Казахстана, необходимо увеличивать свою активность, а именно:

 

  • искать и растить своего потребителя в лице автосервисов
  • увеличивать информационные активности, поясняя конечному потребителю достоинства и преимущества своих продуктов
  • и самое важное – это последовательный подход, опирающийся на аналитику рынка. Концентрация в регионах с наиболее молодым и активно растущим парком, на конкретных марках автомобилей, которые представлены в этих регионах.

 

Выставки в Казахстане – драйвер развития!

В сравнении с другими отраслевыми выставками в странах СНГ и Европы, агентство AGV-AFTERMARKET отмечает, что Казахстану есть куда расти и это направление должно развиваться наиболее динамично. От этого напрямую зависит создание благоприятной деловой среды.
На выставках необходимо увеличивать количество присутствующих компаний и брендов, а также насыщать программу отраслевых событий.
Лояльность и клиентов иностранная компания во время выставки может получить через практические образовательные мероприятия и активное общение с потенциальными  покупателями. Благодаря началу сотрудничества с KIAE в этом году наше агентство может также поучаствовать в создании позитивных перемен на автомобильном рынке Казахстана.

Подготовлено международным маркетинговым

агентством AGV-AFTERMARKET

www.agv-aftermarket.ru