• Русский
  • English
default-logo

В 2018 году рост авторынка продолжится и составит 15-20%

По данным АКАБ, начиная с марта 2017 года, отечественный авторитейл из месяца в месяц демонстрировал позитивную динамику. Силами официальных дилеров в минувшем году реализовано 49051 единиц легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. Спрос на новые автомобили увеличился на 6.1%.

 

Восстановление рынка после падения продаж на протяжении 2014-2016 годов стало самым главным событием 2017 года. Минувший год был успешным не только для импортеров, но и для производителей отечественных автомобилей. По данным АКАБ, за 12 месяцев 2017 года шесть казахстанских автозаводов произвели 19086 единиц техники (легковых, грузовых автомобилей и автобусов) на общую сумму 139,5 млрд. тенге. В натуральном выражении это втрое превышает результаты 2016 года. Каждый третий проданный в стране автомобиль, включая коммерческую технику, произведен в Казахстане. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля автопрома в машиностроении РК в денежном выражении выросла в два раза, налоговые выплаты шести автомобильных предприятий в 2017 году составили около 7 млрд тенге. Согласно прогнозам АКАБ, в 2018 году рост авторынка продолжится и составит 15-20%.

 

Вице-президент АКАБ Анар Макашева сообщила, что в 2017 году вырос уровень локализации автомобильного производства: «Наша цель – достичь 50% локализации производства к концу 2019 года. Казахстанские производители прилагают все усилия, чтобы увеличить долю локализации, и по итогам 2017 года она доведена до 36%. Государство продолжит поддержку автопроизводителей посредством реализации госпрограммы по продаже автомобилей под 4% годовых». Эта программа дала положительные результаты, и в 2018 году ее реализация будет продолжена. Государство уже выделило порядка 10 млрд тенге на поддержку автопрома, и в начале этого года казахстанцы снова смогут приобретать автомобили отечественного производства в кредит через банки второго уровня и под 3% годовых в лизинг для коммерческой техники. «Данная программа хорошо зарекомендовала себя в сегменте коммерческой техники. Лизинг под 3% годовых предоставляется АО «БРК Лизинг», условия программы достаточно привлекательны: порядка 30% первоначального взноса, небольшой пакет документов, требуемых для оформления. Для малого и среднего бизнеса это самый комфортный способ приобретения коммерческой техники», — считает Анар Макашева.

На пресс-конференции было отмечено, что ТОП-5 самых продаваемых в РК автомобилей в разрезе брендов по итогам года возглавила Toyota с результатом продаж 9267 автомобилей и долей рынка порядка 21%. Продажи Lexus составили 1175 автомобилей, для бренда на премиальном рынке составила 40,7%. О том, как данным брендам на протяжении многих лет удается сохранять лидирующие позиции в своих сегментах, рассказал президент «Тойота Моторс Казахстан» Кит Симмонс. Согласно озвученным им прогнозам, рынок будет расти быстрее, чем в 2017 году, и рост составит 5-10 тыс единиц. «Мы ценим, что казахстанские потребители уважают наши бренды, потому в прошлом году мы предприняли шаги по усилению нашей дилерской сети, росту культуры обслуживания клиента. Этот момент всегда был очень важным для нас. Мы надеемся, что в 2018 году благодаря деятельности АКАБ появится возможность более активно контактировать с клиентами», — отметил он. Президент «Тойота Моторс Казахстан» рассказал, что компания продолжит развивать социальные инициативы, в частности, партнерство с Национальным олимпийским комитетом и Национальным паралимписким комитетом, сделав упор на поддержку паралимпийцев.

 

По итогам 2017 года в ближнее и дальнее зарубежье экспортировано 1480 казахстанских автомобилей на сумму 5,8 млрд тенге; по сравнению с 2016 годом в 2017 году экспорт казахстанской автомобильной продукции вырос в четыре раза. Эта на первый взгляд не слишком впечатляющая цифра является знаковой для рынка: она свидетельствует о том, что Казахстан действительно стал поставлять достаточно большие объемы техники за рубеж, отметил исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Антон Афонин. В отчетном году экспортировано 1205 автомобилей Lada 4×4 в Китай и 66 кроссоверов JAC S3 в Таджикистан и Россию. Лидером по экспорту грузовых автомобилей является компания Hyundai Trans Auto, экспортирующая в Россию, Беларусь и Кыргызстан грузовики Hyundai HD78 и Hyundai HD 35 на сумму почти 2 млрд тенге. «Для нашей компании основным экспортным рынком остается Россия. Потенциал российского рынка огромен. В конце прошлого года на костанайском заводе «СарыАркаАвтопром» запущена линия полного цикла пор автомобилям JAC, и я надеюсь, что их планы по экспорту автомобилей в Российскую Федерацию состоятся, потому что тогда объемы казахстанского автомобильного экспорта будут измеряться десятками тысяч автомобилей. Но, планируя выход на рынок России, нужно понимать, что те модели, производство которых уже локализовано там, мы предложить не сможем. Поэтому нужно делать ставку в первую очередь на модели, которые либо не представлены на российском рынке, либо не производятся на российских предприятиях. Что касается легковых автомобилей, это линейка JAC, а по коммерческой технике – некоторые модели, производимые Hyundai Trans Auto», — сообщил Антон Афонин. Он также оптимистично оценил перспективу поставки казахстанских автомобилей в Кыргызстан и Таджикистан.

 

Одним из трендов, который сохранится в 2018 году, является перевод казахстанского автопарка на альтернативные виды топлива. Данная тенденция диктует необходимость развития инфраструктуры по обслуживанию электромобилей. По инициативе АКАБ осуществляется реализация соответствующего проекта, отметил генеральный директор MercurAuto Канат Акишев. В этом году, сообщил он, компания планирует привезти в Казахстан электромобили брендов, представляемых Mercur Auto, но прежде чем продавать автомобили, необходимо создать инфраструктуру по их обслуживанию, то есть зарядные станции. Актуальность этой проблемы выходит за рамки одного бренда или марки, и для ее решения необходимо объединить усилия всех дилеров, подчеркнул Канат Акишев«Клиент, который в конечном итоге будет пользоваться электромобилем, должен уметь «заправить» его. Мы берем на себя задачу по созданию рабочих групп, потому что необходимость создания зарядных станций диктует сам рынок. Бренды, которые мы представляем, на глобальном уровне уже приняли решение о выпуске электромобилей, а во многих странах, начиная с 2025 года, планируется ввести запрет на ввоз автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому для нас это, с одной стороны, тема будущего, а с другой стороны – проблема сегодняшнего дня», — прокомментировал руководитель Mercur Auto.

 

В конце 2016 года в Казахстане стартовала программа по выкупу старых автомобилей, в рамках которой казахстанские автовладельцы смогут сдать на утилизацию свой старый автомобиль и получить денежную компенсацию, либо скидочный сертификат на покупку нового автомобиля казахстанского производства. Номинал сертификата, как и сумма денежной компенсации, зависит от категории сдаваемого автомобиля. Более подробно о данной программе рассказала Рыскуль Есдаулетова, руководитель отдела реализации проектов ВЭТС ТОО «Оператор РОП». По итогам 2017 года «Оператором РОП» собрано около 40 тыс автомобилей. Для реализации данной программы в Казахстане создано 17 пунктов накопления вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС). «Если владелец автомобиля, сдаваемого на утилизацию, захочет оформить скидочный сертификат, ему следует учесть, что сертификат действует на срок до одного года и за это время его можно дважды перерегистрировать на других лиц», — пояснила представитель ТОО «Оператор РОП». С начала действия программы оператором собрано порядка 8 тыс автомобилей, на которые выдано соответствующее количество скидочных сертификатов. На сегодняшний день по сертификатам приобретено более 3 тыс автомобилей, произведенных в Казахстане. «По данной программе пока приобретают легковые автомобили, но мы рассчитываем, что в 2018 году к программе проявят интерес юридические лица, заинтересованные в приобретении коммерческой техники», — прокомментировала Рыскуль Есдаулетова.

Источник: АКАБ